11.06.2015

Колебание валютного курса, высокий процент импортозамещения и девальвация российского рубля в конце прошлого года поставила под угрозу и без того затухающую отрасль производства сахара в Казахстане. Последним ударом стал отказ Кыргызстана после 2013 года от экспорта отечественного сахара в пользу собственного производства. Это критично, потому что по итогам 2013 года на КР приходилось 76% от общего объема экспорта сахара из Казахстана, местный рынок потерял чуть ли не своего главного закупщика.

Государство как-то пытается спасти отрасль. Например, изначально до 2020 года на производство сахарной свеклы оно выделило порядка 8,1 млрд, а в рамках программы «Агробизнес-2020» в этом году планируется увеличение посевной площади сахарной свеклы в 10 раз. Получается, что дела у отрасли должны идти по крайней мере неплохо, однако истинная ситуация на рынке позволяет сделать противоположный вывод.

В стабильном кризисе

Еще в 2006 году две трети потребности в сахаре по республике были обеспечены за счет собственного производителя, но уже к позапрошлому году этот показатель сократился до 10%. Подобная ситуация – результат неблагоприятной конъюнктуры на мировом потребительском рынке. Однако главной проблемой для отечественных производителей остается высокая импортозависимость, причем не только от стран ТС, но и от дальнего зарубежья. По данным комитета по статистике МНЭ РК, в 2014 году в числе лидеров, импортирующих сахар в Казахстан, были Бразилия ($127,4 млн или 51% от импорта), страны ТС и Польша – $26,3 млн и $24,5 млн соответственно. Общий объем импорта составил $248,3 млн за указанный год.

К проблеме импортозамещения нужно прибавить еще и зависимость от иностранного сырья для производства. Тут стоит отметить, что составляющие для производства компании вынуждены также приобретать за рубежом. По некоторым данным, доля отечественного присутствия в производстве составляет около 10%.

«Отечественный рынок сахара на 90% зависит от импортного сырья (тростникового сахара-сырца). Высокая стоимость данного сырья и большие расходы на доставку до сахарных заводов, несмотря на нулевые пошлины на импорт, делают сахар местного производства неконкурентоспособным по сравнению с российским, белорусским и украинским», – сообщается в отчете Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции.

Конечно, дела не так плохи и Казахстан тоже производит сахар на экспорт, однако его доля умещается в $9,8 млн (4% экспорта против 96% импортной продукции). Основными странами, куда уходит отечественный сахар, по-прежнему остаются Узбекистан, который после отказа Кыргызстана от казахстанского сахара стал лидером с показателем в 1 млн за 2014 год, и Афганистан с $0,7 млн. Доля остальных стран несущественна. 

 «Все упирается в ограниченность инфраструктуры, в отсутствие модернизации многих вещей, начиная с законодательства и реальных мер государственной поддержки. То, что в госпрограммах говорится о предоставлении субсидий – еще не означает, что правительство сделало свое дело, необходимо наращивать производство системно», – говорит эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Динара Жангужекова.

Отдельным моментом нужно упомянуть сокращение посевных площадей сахарной свеклы. Как говорилось ранее, их планируют увеличить в 10 раз. Но по факту в 2014 году показатель достиг абсолютного минимума – 2 тыс. га за последние пять лет. Пик по количеству посевных площадей приходился на 2011 год. Тогда в Казахстане насчитывалось 18,2 тыс. га. По отношению к прошлому году показатель рухнул в 9 раз.

Без ТС не обошлось

Пожалуй, главной и основной причиной того, что казахстанские сахарозаводчики так сильно уступают импорту, являются высокие пошлины на сырье. Заместить его пока не удается из-за отсутствия надлежащей господдержки и невыгодности цен на конечный продукт, в то время как конкурирующая сторона, которой в союзе выступает Беларусь, делает цены на 5-10% ниже, чем это могут позволить себе местные производители.  Импорт сахара из этой страны оказывает большое давление на отечественный рынок. Излишки сахара в Беларуси составляют примерно 350-400 тыс. тонн, тогда как внутреннее потребление сахара в Казахстане держится на отметке в 450 тыс. тонн.

Даже если по отношению к другим странам Центральноазиатского региона отечественный производитель сахара является довольно  крупным игроком, от остальных стран-участниц ТС Казахстан заметно отстает. Аналогичного мнения придерживаются аналитики из International Sugar Organization. Согласно их прогнозам, до 2020 года страна все еще будет нуждаться в крупных внешних поставках сахара. Сами же крестьяне, выращивающие сахарную свеклу, автоматически становятся зависимыми от единственного монополиста на этом рынке, сахарного завода, который будет диктовать закупочные цены и условия платежа.

«О наличии даже малой доли конкуренции казахстанского производства со странами Таможенного союза говорить не приходится из-за того, что этот вид растениеводства не могли удержать и развить так же, как в послевоенные годы в России, Беларуси или Украине. Девальвация напрямую влияет на и без того плачевное положение казахстанского рынка сахара. В связи с тем, что казахстанская корпорация закупает практически все из-за рубежа, это вдобавок к тому, что пошлины высокие, свеклосахарное производство нелегко поднять на ноги», – дает свою оценку Динара Жангужекова.

Компании также не выдерживают усиливающейся конкуренции и демпинга цен. Так, в 2011 году в Казахстане обанкротилось АО «Азия Сахар», которое владело всеми предприятиями по производству сахара в стране с 2009 года. После ухода столь крупного игрока на рынке бразды правления перешли к Центральноазиатской сахарной корпорации (ЦАСК). К ней же перешла и часть производственных мощностей обанкротившейся компании. Сегодня под началом корпорации работают шесть заводов.

Прогноз неутешительный

Выход из сложившейся ситуации Жангужекова видит в той же госпомощи и  наращивании мощностей. «Одним из вариантов восстановления местного сахарного производства является строительство сверхмощного свеклосахарного завода с одновременным выращиванием сырья (свыше 95% сахара в Казахстане вырабатывается из импортного тростникового сырца, остальные меньше 5% из отечественного сырья — сахарной свеклы). Посевная площадь сырьевой базы в свою очередь в обязательном порядке должна находиться не более 150 км от сахарозаводчиков», – предлагает эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры.

Но рассчитывать на то, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в лучшую сторону, пока не приходится. Наоборот, вполне возможно, что дальше будет только хуже, и если государство не начнет принимать меры по поддержке отрасли и субсидированию производителей, вполне вероятно, что в светлое индустриально-инновационное будущее страна войдет и вовсе без собственной сахарной отрасли.

«Промышленность коренным образом видоизменилась еще в 2009 году. Подобный вывод был сделан вследствие многих факторов, основополагающим из которых является недостаточная постановка вопроса о развитии отрасли в законодательном формате», – говорит Динара Жангужекова.

Обосновывая такую оценку, она приводит в пример программы господдержки, реализация которых не увенчались успехом. «Программа АПК на 2010-2014, несмотря на то, что она намного глубже рассматривала проблемы сельского хозяйства республики, не была завершена до конца. Вместо этого, по распоряжению руководства страны, в 2012 году была принята новая Программа до 2020 года, которая не ставит сахарную отрасль в число приоритетных», – поясняет Жангужекова.

Конечно, решать вопрос такой большой отрасли необходимо при помощи государства, меры же, предпринимаемые им по развитию отрасли, можно только приветствовать, несмотря на их запоздалость. Но нужно учитывать тот факт, что быстрого эффекта от них ожидать не приходится.

http://kapital.kz