10.02.2015

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян (слева) на переговорах с европейскими официальными лицами по поводу расширения связей. Интерес Армении к Евросоюзу объясняется экономическими проблемами в России, хотя Армения и подписала договор о вступлении в возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз.

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян (слева) на переговорах с европейскими официальными лицами по поводу расширения связей. Интерес Армении к Евросоюзу объясняется экономическими проблемами в России, хотя Армения и подписала договор о вступлении в возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз.

Учитывая, что экономика России катится по наклонной, Армения хочет подстраховаться. Хотя Армения в январе вступила в возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз (ЕАЭС), высокопоставленный армянский чиновник сообщил EurasiaNet.org, что Ереван возобновил работу над новой версией договора об ассоциации с Евросоюзом, который был заморожен Арменией в 2013 году.

Выполнить требования договора об ассоциации с ЕС, не нарушив при этом торговых и прочих обязательств, взятых на себя при вступлении в ЕАЭС, будет, по крайней мере на первый взгляд, весьма непросто. Но Ереван это не пугает. Основной причиной, судя по всему, является нужда в деньгах. Учитывая, что Россия, основной экономический партнер Армении, испытывает негативные последствия падения цен на нефть и западных санкций, объем денежных переводов в Армению от работающих за границей трудовых мигрантов сократился в 2014 году на 39%, а экспорт упал на 18%, сообщает Национальная статистическая служба РА. Кроме того, ожидавшиеся от вступления в ЕАЭС экономические выгоды пока тоже не материализовались. Процедуры по упрощению импортно-экспортных операций пока не вступили в силу, а импортные пошлины на более чем 7 тыс наименований товаров уже возросли.

Многие в Армении надеялись, что по причине введения Западом санкций в отношении России экспорт из Армении в РФ возрастет. Вместо этого экспорт упал в 2014 по сравнению с предыдущим годом на 8,9%. Правда, российское новостное агентство ИТАР-ТАСС утверждает, что произошло обратное и экспорт вырос на 3,2% до $1,5 млрд.

Армянские предприниматели не заметили каких-либо изменений к лучшему. «ЕЭС совсем не сахар, – отметил председатель Союза экспортеров Армении Раффи Мхчян. – Все пока расплывчато. Возможно, позже все нормализуется».

Армянские власти объясняли вступление в ЕАЭС стратегическими причинами, особенно необходимостью иметь средство сдерживания Азербайджана. Но 2014 выдался самым кровопролитным годом на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе с момента подписания договора о перемирии в 1994 году. Только в январе 2015 года погибли 10 армянских солдат и двое мирных жителей.

Агаси Енокян, политический аналитик и глава Армянского центра политических и международных отношений, характеризует ЕАЭС как «полумертвый». Учитывая, что в обозримом будущем ЕАЭС не сможет оправдать возлагавшиеся на него надежды, Енокян считает, что «важно иметь альтернативу – по крайней мере, в перспективе».

В качестве подобной альтернативы может выступить Евросоюз, в ноябре взявший на себя обязательство выделить Армении до 170 млн евро ($192,48 млн) до 2017 года на цели содействия различным реформам, в особенности в судебной сфере. Кроме того, в январе ЕС выделил 77,5 млн евро (свыше $87,7 млн) на проекты в сфере сельского хозяйства, борьбы с коррупцией и реформирования государственной гражданской службы.

Премьер-министр РА Овик Абраамян заявил 16 января, что подобное сотрудничество «критически важно» для укрепления экономики Армении. Через несколько дней, во время встречи официальных лиц, занятых выработкой форм сотрудничества с ЕС, было упомянуто о том, что обсуждаются «шаги по возобновлению сотрудничества».

Первый заместитель министра экономики Гарегин Мелконян назвал переговоры с Евросоюзом «продуктивными» и подчеркнул, что «предпринимаются активные шаги» по формализации сотрудничества Армении с ЕС. Целью подобной работы, по его словам, является сохранение положений о свободной торговле и прочих формах экономического сотрудничества, упоминавшихся в договоре об ассоциации с Евросоюзом от 2013 года, при «пересмотре пунктов, которые должны быть изменены в связи с обязательствами в рамках ЕАЭС».

По данным Национальной статистической службы РА, объем армянского экспорта в ЕС уже сейчас превышает экспорт в состоящие в ЕАЭС Россию, Казахстан и Беларусь.

Некоторые обозреватели считают, что возобновление контактов с ЕС не означает, что Ереван в ближайшее время разорвет отношения с Москвой. Политический аналитик и бывший депутат парламента Степан Сафарян полагает, что интерес чиновников к Евросоюзу «ограничен, в основном, вопросом получения денег у ЕС, т.е. данные шаги по сохранению сотрудничества по большей части предпринимаются, чтобы не потерять эту помощь». Российские официальные лица пока не отреагировали на последние действия Еревана по завязыванию дружеских отношений с Евросоюзом. Дальнейшие действия российской стороны «зависят от серьезности разрабатываемого документа [об ассоциации с ЕС]», – сказал Сафарян.

В то же время, Сафарян считает, что растущая напряженность в нагорно-карабахском вопросе заставила армянские власти «глубже осознать ценность альтернативы» ЕАЭС.

Гаянэ Абрамян является независимым журналистом и редактором из Еревана.

http://russian.eurasianet.org