07.10.2021

Дмитрий Патрушев рассказал о регулировании цен на продовольствие и экспорте зерна


Несмотря на засуху и затопления, Россия может остаться нетто-экспортером сельхозпродукции. Такой прогноз в интервью "РГ" сделал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. По итогам года аграрный экспорт составит 34-35 млрд долл. Это больше, чем экспорт вооружения.

Очевидно, что мировой продовольственный рынок больше не будет прежним и цены на нем тоже. Как долго России удастся удерживать внутренние цены на базовое продовольствие ниже мировых с помощью соглашений, пошлин и квот? Нет мыслей отказаться от подобных ограничений?

Дмитрий Патрушев: От части мы уже отказались, а некоторые останутся с нами если не навсегда, то надолго.
Ценовые соглашения по сахару и подсолнечному маслу были вынужденной мерой, которая сыграла свою роль для стабилизации цен. Но сейчас она уже не нужна, потому что рынок отрегулировал себя сам. Ситуация с производством сырья для масла и сахара не вызывает опасений, и никаких оснований для значительного роста цен сейчас нет.



В этом сезоне серьезно выросли цены на транспорт, удобрения и все средства производства. Как намерены реагировать на эти вызовы? Нужно ли вводить демпфер на минудобрения?

Дмитрий Патрушев: С производителями удобрений мы ведем постоянный диалог. От их ценовой политики многое зависит в плане увеличения объемов сельхозпроизводства. С начала года аграрии уже закупили 3,8 млн тонн удобрений, что на 397 тыс. тонн больше показателя прошлого года.
Конечно, демпфер - серьезная и жесткая мера, но, если мы не сможем договориться о разумных и приемлемых ценах для сельхозтоваропроизводителей, применение таможенно-тарифного регулирования стало бы наиболее адекватным решением.



Сработала ли квота на беспошлинный импорт сахара? Сколько его удалось завезти и по какой цене? Планируете ли использовать эту практику дальше или ограничитесь механизмом интервенций? Сколько сахара произведем в этом сезоне и хватит ли его для внутреннего потребления?

Дмитрий Патрушев: Сложные погодные условия в прошлом году не позволили собрать тот урожай сахарной свеклы, на который мы рассчитывали. Это, безусловно, сказалось и на объемах производства сахара. В совокупности с другими мерами квота на беспошлинный импорт помогла увеличить предложение на нашем рынке, обеспечить промышленных потребителей.
Объем закупок импортного белого сахара в этом году небольшой - с января по сентябрь завезли около 97 тыс. тонн, в том числе 37,4 тыс. тонн с 15 мая в рамках квоты. Но мы не против того, чтобы продлить эту меру до конца года. Потому что основной объем сахара у нас будет выработан в ноябре, часть - в декабре. К этому моменту мы будем точно понимать наше производство, а также производство и потребление по странам ЕАЭС.
По предварительным прогнозам, в 2021 году аграрии должны собрать 40 млн тонн сахарной свеклы, что даст возможность произвести около 6 млн тонн сахара. Этого объема хватит, чтобы полностью покрыть внутренние потребности.