13.04.2020

Страны ЕАЭС готовят правила комплексного регулирования трансграничной интернет-торговли

Межправсовет 10 апреля поручил Коллегии Евразийской экономической комиссии совместно с правительствами стран Евразийского экономического союза подготовить акты об изменениях права ЕАЭС в сфере международной электронной торговли. По сути, стоит задача – сформировать эффективные механизмы комплексного правового регулирования в этой области.

Речь идет о выделении товаров, приобретаемых на зарубежных интернет-площадках и ввозимых в адрес физических и юридических лиц, в отдельную категорию и установлении в их отношении ряда особенностей. Они связаны с применением к таким товарам специального таможенного администрирования, таможенных пошлин и налогов, мер нетарифного, технического и иного регулирования. Рассматривается возможность введения в Союзе института оператора электронной торговли.

В числе основных целей введения такого института называется, например, установление упрощенного и удобного таможенного администрирования. То есть таможенные органы смогут работать, по сути, в режиме «единого окна» – не с множеством частных лиц и компаний, а с одним или, возможно, несколькими уполномоченными лицами, которые обладают правом подавать декларации, платить таможенные пошлины и налоги от имени получателей, нести ответственность за декларируемые товары.

Отметим, что представители государств Союза пока не выработали согласованного мнения по ряду ключевых вопросов. Это затрудняет обсуждение деталей – особенностей правового регулирования электронной торговли, а также порогов беспошлинного ввоза товаров. В частности, требуется определиться с конкретными критериями, по которым могут быть отделены товары, приобретаемые в интернет-магазинах, от обычных посылок, пересылаемых между частными лицами.

Традиционная схема внешней торговли позволяет за счет консолидации товаропотоков упорядочить как само перемещение товаров через таможенную границу, так и контроль их таможенной стоимости, взимание таможенных и налоговых платежей, выполнение мер нетарифного регулирования и, конечно, сертификацию ввозимых товаров.

 

Интернет-торговля же подразумевает, что потребитель выбирает и покупает товары у заграничного производителя напрямую с помощью интернет-площадки. В результате традиционные цепочки поставок рушатся – нет оптовых продавцов и покупателей, а миллионы конечных покупателей – физических и юридических лиц – взаимодействуют с миллионами производителей.

 

Еще несколько лет назад это явление не носило столь массового характера, поэтому укладывалось в рамки существовавших таможенных правил – в упрощенный порядок оформления в пределах беспошлинного порога для физических лиц без соблюдения при этом мер нетарифного регулирования.

Сегодня электронная торговля достигла таких объемов, что, кроме несомненных плюсов для граждан стран ЕАЭС, появились и очевидные минусы. Возникла, в частности, угроза общественным интересам в различных сферах: сокращается налогооблагаемая база за счет сокращения обычной торговли; центры прибыли уходят в страны, где зарегистрированы материнские компании торговых интернет-площадок; закрываются магазины и ликвидируются рабочие места; продукция, ввозимая беспошлинно, приобретает недобросовестные преимущества при конкуренции с товарами, производимыми внутри Союза; постепенно нарастают угрозы безопасности и здоровью граждан из-за фактического отсутствия сертификации и других ограничений.

Таким образом, новый сегмент внешней торговли нуждается и в новом, комплексном правовом регулировании.

Для создания соответствующих механизмов Межправсовет дал поручение Евразийской экономической комиссии сформировать совместно с правительствами государств ЕАЭС рабочую группу высокого уровня по вопросам трансграничной электронной торговли. Ее возглавит министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

www.eurasiancommission.org